Энергосбережение

и Автоматизация

производства

 

Производственная Компания "ТАЭС"

технологические

Автоматизированные

ЭнергоСистемы

 

  О КОМПАНИИ ЛИЦЕНЗИИ И СЕРТИФИКАТЫ ВАКАНСИИ КОНТАКТЫ ЦЕНЫ  

На главную

Контакты

Карта сайта

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контактная информация

 ООО "ПК"ТАЭС"

 410000 г.Саратов, Октябрьская 43
 тел. (8452) 28-59-72; 59-54-45;
 тел/факс. (8452) 28-69-36;
 E-mail: taes@san.ru
 412305 г.Балашов, Коммунаров 155
 тел/факс. (84545) 2-40-50
 E-mail: taesbal@mail.ru
 
ВЗЛЕТ СП

Взлет СП

Данная статья посвящена печальному опыту применения комплекса "Взлет СП", производства ЗАО "Взлет" г. Санкт-Петербург.

В Производственную Компанию "ТАЭС" обратилось одно из крупнейших Товариществ Собственников Жилья г. Саратова, с просьбой произвести "наладку" существующей системы учета на безе "Взлет СП", так как в процессе её эксплуатации в течении полугода система пришла в неработоспособное состояние и кроме того, приводила к огромным затратам на сотовую связь. Комплекс учета "Взлет СП" реализован по схеме с использованием канала связи GPRS:

Схема приведена из руководства пользователя адаптера сотовой связи АССВ-030, производства ЗАО "Взлет", является наиболее рекомендуемой производителем для построения распределенных систем учета и диспетчеризации и рекламируется им как "масштабная и низкозатратная" диспетчеризация.

В систему диспетчеризации подключен 61 узел учета тепловой энергии. Система строилась для:

маркированный список

Оперативного контроля за параметрами теплоносителя;

маркированный список

Обеспечения качественного теплоснабжения жилого поселка;

маркированный список

Предупреждения аварийных ситуаций в системе теплоснабжения жилого поселка;

маркированный список

Своевременного выявления фактов неработоспособности приборов учета;

маркированный список

Формирования коммерческих отчетов о теплопотреблении.

Не смотря на "эффектные" рекламные статьи и презентации ЗАО "Взлет", в течении 6 месяцев эксплуатации комплекса выявились следующие глобальные проблемы:

маркированный список

Производитель не рекомендует применение на компьютере диспетчера антивирусов и файерволов. Учитывая, что компьютер круглосуточно подключен к сети Интернет, в скором времени его операционная система и программное обеспечение были повреждены вирусами и вредоносными программами;

маркированный список

Система "нештатных ситуаций" в осенне-весенний  период приводит к значительным тратам денежных средств на оплату сотовой связи. Данное обстоятельство обусловлено "срабатыванием" сигнализации при понижении температуры теплоносителя в период потепления или его отключением в конце отопительного периода. Задание границ сигнализаций происходит непосредственно в теплосчетчиках, которые находятся в подвалах жилых домов. Конфигурирование теплосчетчиков производится на этапе монтажа узла учета, и изменение границ сигнализаций требует привлечения специализированной организации;

маркированный список

Если, в процессе срабатывания сигнализации, IP адрес диспетчерского компьютера оказался недоступным, то адаптер сотовой связи соответствующего теплосчетчика будет пытаться связаться с компьютером с интервалом 2 минуты до тех пор, пока компьютер не ответит, а попытки составляют GPRS трафик (у оператора "Мегафон" за 1 попытку связи взимается 60 коп). Так, в весенний период, в один из выходных дней, когда компьютер был отключен от сети Интернет, по независящим от пользователя причинам, система израсходовала аванс на счету сотовой связи 2100 рублей, и связь была приостановлена, а если бы аванс был больше?;

маркированный список

Сигнализация о пропадании питания теплосчетчика происходит только после включения питания. Таким образом, если тепловычислитель был выключен и включился спустя две недели, то  комплекс "Взлет СП" сообщит, что питание тепловычислителя было выключено и включено спустя две недели, но данное сообщение уже не спасет потребителя от выставления счета по нагрузке дома;

маркированный список

Поскольку отсутствует сигнализация о пропадании связи с тепловычислителями, возникает проблема с формированием коммерческих отчетов: по окончании отчетного периода, оказывается, что некоторая часть тепловычислителей автоматически не передала архивы данных на диспетчерский компьютер. Оператор вынужден вручную запрашивать данные от тепловычислителей, причем, для опроса 10 узлов учета необходимо, как минимум, 50 минут. Таким образом, именно в результате "ручного" опроса и именно в день окончания отчетного периода пользователь узнает, что некоторые  тепловычислители не работают.

маркированный список

Большие косвенные затраты на содержание системы: в системе используются 62 SIM карты,  из которых 42 - оператора "Мегафон" (применены там, где сеть других операторов отсутствует). "Мегафон" на корпоративных тарифных планах взимает абон. плату 100 рублей в месяц с каждой SIM карты. Таким образом, абонентская плата за использование сотовой сети составила 4200 рублей в месяц.

Кроме просьбы решить вышеописанные проблемы Заказчик пожелал, чтобы вся информация отображалась на мнемосхеме в виде плана города, на котором условно указаны жилые дома. На плане должна быть реализована цветовая сигнализация о нештатных ситуациях или пропадании связи с каким либо узлом учета.

Специалисты фирмы "ТАЭС" начали работу с восстановления компьютера диспетчера. Были переустановлены операционная система и программное обеспечение "Взлет СП". После создания базы данных приборов, комплекс прекратил работу, выдав сообщение: "Ваша лицензия не допускает использование приборов "Взлет", а допускает использование приборов других производителей" - а в системе Заказчика используются исключительно тепловычислители "Взлет". Началась активная переписка с ЗАО "Взлет", в процессе которой оказалось, что для решения данной проблемы нужно обновить комплекс. Комплекс был обновлен нами последним сервисным пакетом, скачанным с сайта производителя, но после обновления стало невозможным формирование базы данных коммерческих отчетов. Нами были предприняты пять попыток полной переустановки программного обеспечения, включая операционную систему. В ЗАО "Взлет" была сообщена полная конфигурация компьютера, с указанием версий программного обеспечения, приведено подробнейшее описание действий с нашей стороны и выслана база данных. Ответ был дан спустя две недели: "база недообновляется по неизвестным причинам, удалите вручную строку "узлы дополнительно" в файле Spdef.mdb", после чего ЗАО "Взлет" отстранилось от решения данной проблемы. База данных была обновлена вручную и работы продолжились.

Систему сигнализации комплекса "Взлет СП" далее было решено не использовать, учитывая заявленное ЗАО "Взлет" наличие ОРС интерфейса у комплекса для передачи данных в сторонние системы, было принято решение о применении специализированной SCADA для решения задач визуализации параметров, задания уставок, формирование сигнализаций и признаков достоверности данных, а также дальнейшей обработки данных. В качестве "верхнего" уровня системы была применена SCADA "Круг-2000", был разработан комплекс мнемосхем, база данных, программы пользователя. Была отработана передача данных из комплекса "Взлет СП" в SCADA "Круг-2000" в демонстрационном режиме. При первой попытке передачи данных в нормальном режиме с реальными тепловычислителями возникла проблема: ОРС сервер "Взлет СП" загрузил процессор на 100% и сам комплекс при этом не совершал никаких действий. Имея огромный опыт в сфере автоматизации мы недоумевали, ведь ОРС интерфейс является одним из самых распространенных способов передачи данных. Наши специалисты снова стали вести подробную переписку с ЗАО "Взлет", на что производитель отвечал, что у них производилось тщательное тестирование комплекса с передачей данных через ОРС интерфейс и никаких проблем не обнаружено, в общем ЗАО "Взлет" не дало никаких рекомендаций по решению данной проблемы. Программистам ПК "ТАЭС" удалось выявить причину 100% загрузки процессора - был обнаружен конфликт ОРС сервера "Взлет СП" с брандмауэром Windows XP, после отключения брандмауэра загрузка прекратилась.

Было произведено тестирование комплекса "Взлет СП" в связке с SCADA "Круг-2000" по ОРС интерфейсу, но вопреки всем ожиданиям выявилась очередная проблема: комплекс "Взлет СП" совершает циклический опрос тепловычислителей в хаотическом режиме, часто возвращаясь к уже опрошенным приборам, хотя весь список приборов еще не опрошен. Эксперимент с 61 теплосчетчиком продолжался в течении 2-х часов, за это время были опрошены только 16 приборов, некоторые из которых по три раза! В качестве ОРС клиента использовались SCADA "Круг-2000", HMI "DataRate", клиент компании Factory soft, клиент, высланный нам специалистами ЗАО "Взлет" и рекомендованный к применению, во всех случаях результат был одинаковый. К решению проблемы были привлечены наши партнеры - НПФ "Круг". Было выявлено, что ОРС сервер комплекса "Взлет СП" не имеет основных своих функций, без которых работа через ОРС интерфейс невозможна: таймаута ожидания данных от приборов и механизма повторных попыток связи с не отвечающими приборами.

В ходе переписки с генеральным директором ООО "ИТЦ"Промавтоматика" - структурным подразделением ЗАО "Взлет" Л.А. Лисицинским и его специалистами Е.Д. Консоном и И.М. Шмидтом было получено подтверждение об отсутствии данных функций, но они настойчиво утверждали, что процессом опроса управляет ОРС клиент, то есть сторонние системы. Применяемое нами ПО в качестве ОРС клиентов произведено ведущими компаниями России и других стран, применяется на самых различных объектах всего мира, кроме того среди клиентов использовался клиент, который нам выслали сами специалисты ЗАО "Взлет", который также на работал в комплексе с "Взлет СП". Кроме того, использовался современный и более эффективный тип обмена данными через интерфейс ОРС - асинхронный, в котором ОРС клиент ничего не опрашивает, а только ожидает от сервера изменившиеся теги, в данном случае изменение тегов определяет сервер. Попытки объяснить ЗАО "Взлет" данное обстоятельство не увенчались успехом - все ответы были одинаковые и гласили: "мы проводили тщательное тестирование комплекса с SCADA системами и никаких проблем не выявлено, кроме того комплекс является самостоятельным и законченным и не нуждается в применении SCADA". Специалисты ПК "ТАЭС" запросили список тестировавшихся SCADA с целью применения рекомендуемых производителем систем. В качестве эксперимента был создан макет системы с применением рекомендованной SCADA "Trace Mode". Убедившись в абсолютно одинаковом с предыдущими экспериментами поведении системы, у нас стало складываться впечатление о неработоспособности ОРС сервера "Взлет СП".

Генеральному директору ООО "ИТЦ"Промавтоматика" Л.А. Лисицинскому было отправлено несколько писем с запросом параметров настроек тестировавшейся "Trace Mode", но он отказался сообщить настройки, сославшись на то, что мы, якобы, хотим привлечь их к проведению работ на объекте нашего Заказчика. Кроме того настойчиво утверждал, что комплекс тестировался и является полностью работоспособным. Кроме того, в некоторых письмах говорилось о неправильном выборе конфигурации "Взлет СП" - якобы, ОРС интерфейс с каналом связи GPRS - малоэффективное решение с большим количеством препятствий. Ни одно из высказываний не имеет никакого основания - мы даже не планировали привлечь ЗАО "Взлет" к совместной работе, о том что выбор не правильный - вообще не понятно - в инструкции пользователя описаны все способы реализации системы и способы передачи данных, и нигде не сказано, что данная конфигурация не правильная, тем более, что ЗАО "Взлет" "тщательно тестировало данный вариант и никаких проблем не выявлено".

В завершение долгой и пустой переписки нами был задан конкретный вопрос: как проверить работу ОРС сервера комплекса "Взлет СП". Был дан следующий ответ: "напоминаем, что в Лицензионном договоре на комплекс "Взлет СП" указано: "ПО поставляется "как есть" и только сам Лицензиат отвечает за выбор программного обеспечения для достижения намеченных результатов и за фактически полученные результаты.""  После этого ЗАО "Взлет" прервало переписку. Этот ответ, как и вся предыдущая переписка доказывает, что комплекс "Взлет СП" является "сырым", не доработанным программным обеспечением с множеством ошибок и конфликтов. Хотим также отметить, что данная Л.А. Лисицинским фраза на самом деле отсутствует в лицензионном соглашении при установке "Взлет СП" с лицензионного компакт диска!

Одновременно с решением проблем ОРС интерфейса рассматривался вариант реализации мнемосхем средствами самой "Взлет СП". В ходе тестирования выявилось, что на общей мнемосхеме с планом города нельзя сделать индикацию изменением цвета домов. Опрос параметров начинается только после открытия мнемосхемы и только тех параметров, которые на ней изображены. В нашем случае на одной мнемосхеме должны располагаться параметры 61 прибора то есть 456 параметров!, иначе приборы опрашиваться не будут! А если параметров больше? Если на готовую мнемосхему с 456 параметрами нужно вывести еще один параметр, то мнемосхему надо удалить и создавать снова! Кроме того, если связь с прибором потеряна по причине его хищения, выхода из строя или отсутствия электропитания, то на мнемосхеме "Взлет СП" будет отображаться последнее измеренное значение - например расход 3 м*3/ч и температура 78 град. Цельсия, и диспетчер даже не будет подозревать, что теплосчетчик украли три недели назад. Неужели это "самостоятельная и законченная система"?

ЗАО "Взлет" указывает на универсальность комплекса "Взлет СП" благодаря набору драйверов различных тепловычислителей. ПК "ТАЭС" провела тестирование передачи параметров тепловычислителя ВКТ-7 в комплекс "Взлет СП". Несмотря на наличие драйвера комплекс не может считать ни один параметр, кроме версии ПО. Специалисты ЗАО "Взлет" в телефонном разговоре ответили: ВКТ - не "нормальный" прибор, возьмите другой "нормальный". А почему тогда драйвер есть?

Изложенное в данной статье подкрепляется перепиской ПК "ТАЭС" с ЗАО "Взлет":

     
     
 Наши партнеры  

Правила учета тепловой энергии и теплоносителя

 

Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики № 530

Энергетика и промышленность России - информационный портал

 

taes.ru

Рейтинг@Mail.ru

последнее обновление

11 февраля 2010 г.

(8452) 28-59-72; 28-69-36

Разработка сайта

Дмитриев Д.Н. Контакты